Конспект по обществознанию
"Многообразие путей и форм общественного развития"
Параграфы 11-13
Историческое развитие человечества: поиски социальной макртотеории
Общество как система способно изменяться и развиваться. О постоянной смене состояний, форм организации общественной жизни, образа жизни людей свидетельствует историческое прошлое человечества. Зачем нужен интерес к прошлому?
- Он помогает понять нам сегодняшний день и заглянуть в завтрашний.
1.Теория локальных цивилизаций.
Ключевые понятия: "цивилизация" и "культурно - исторический тип".
Н.Я.Данилевский считал,что различие таких типов общества - одна из главных задач исследователя, основы жизнедеятельности каждого культурно - исторического типа не передаются другим культурным общностям, они вырабатываются самостоятельно и имеют значение только в рамках данной группы народов.Но ни один из таких типов, не одарен привилегией бесконечного прогресса. Культурно - исторический тип проходит в три этапа:
- Роста культурного и политического самоопределения.
- "Цветения и плодоношения".
- Исчерпания сил,накопления неразрешимых противоречий, утраты веры.
А.Тойнби определяет цивилизации как общности, "более широкие, чем отдельные нации, но менее широкие, чем все человечество". Неповторимый облик цивилизации складывается под влиянием многих факторов - особенностей природно - географической среды. Развитие цивилизации зависит от способности людей находить достойные "ответы" на многочисленные вызовы, с которыми сталкивается общество:
- Недостаток природных ресурсов.
- Рост численности нетрудоспособных.
О.Шпенглер считал, что в истории человечества существовало восемь культур, каждая из которых за время своего существования проходила ряд стадий и, умирая, превращалась в цивилизацию. Переход от культуры к цивилизации означает упадок творчества, героических деяний, подлинное искусство оказывается ненужным, торжествует механическая работа. Окостенение, умирание культуры и потеря творческих сил, цивилизация сопровождалась процессом омассовления, глобализацией хозяйства, политики, техники, науки. Спутником ее являются мировые войны. Основатели локально - цивилизационного подхода исходили из того, что главной "единицей" общественно - исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые общности - цивилизации.
С.Хантингтон определяет цивилизацию как культурные сообщества, отличающиеся друг от друга историей, языком, традициями, но больше всего религией; выделяет восемь основных цивилизаций современного мира:
- Западная.
- Конфуцианская.
- Японская.
- Славяно - православная.
- Исламская.
- Индуистская.
- Африканская.
- Латиноамериканская.
Полностью непроницаемых перегородок между цивилизациями никогда не было. В будущем удастся преодолеть замкнутость отдельных цивилизаций путем приобщения к единой вселенской религии (А.Тойнби).
2.Теория общественно - экономических формаций.
К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали формации как ступени исторического развития общества, каждую из которых характеризует свой способ производства, определенная система экономических отношений - базис общества, а так же особый комплекс политических, правовых, идеологических, этнических и других отношений и форм общественного сознания, образующих надстройку общества.
3.Теория постиндустриального общества.
Сам автор, "осевой линии" марксистского формационного анализа, выстроенной на основе смены форм собственности отмечал:
Сам автор, "осевой линии" марксистского формационного анализа, выстроенной на основе смены форм собственности отмечал:
- Феодализм - капитализм - социализм
- Доиндустриальное - индустриальное - постиндустриальное общество
У.Ростоу выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития:
- Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно - классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
- Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
- Стадия "сдвига". Связанная с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально - экономическими и политическими преобразованиями.
- Стадия "зрелости". Связанная с развитием научно - технической революции, ростом городов.
- Эра "высокого массового потребления". Ее важнейшая черта - значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.
Характеристика современного постиндустриального общества:
- Резкое возрастание "искусственных отраслей" - микроэлектроники, биотехнологий, телекоммуникаций.
- Усиливающаяся глобализация хозяйства.
4.Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Информация для нас?
Для меня информация это то, что без чего не сможет обойтись любой человек.Каждый день мы получаем какую-либо информацию или какие-либо знания.Эта информация нам необходима для того чтобы мы продвигались вперёд,ставили себе какие-либо цели.Становились более образованными.Чтобы её получать мы должны узнавать каждый день чего-нибудь нового.Если человек не будет получать что-то новое,то люди будут просто не образованными.Обычную,повседневную информацию мы получаем из СМИ:Телевизор,компьютер,газеты,книги.По сути говоря информация главное в нашей жизни.Мы должны стремиться узнавать большее от того,что мы получаем каждый день.Ведь только стремление и вера в светлое будущее старается донести до нас информация.